Логические задачи для детей разных возрастов

20.09.2012
Родителям, которые хотят воспитать гармонично развитого ребенка, обязательно стоит уделить внимание тренировке его логического мышления. Не откладывайте это дело на потом, руководствуясь распространенным заблуждением, что у крохи нет логики, а значит, нечего пока что развивать. До того, как малыш начнет решать простейшие логические задачи, вы можете уже приступить к серьезной подготовке. Что делать для развития логики в каждом возрасте ребенка?От рождения до года. База логического мышления в этом возрасте передается малышу через ваше собственное поведение. Поступайте в отношении крохи и окружающих вас людей логично! Для примера приведем несколько советов, которые дает Сесиль Лупан в книге «Поверь в свое дитя»: Не лгите ребенку, а если вам пришлось это сделать в его присутствии, объясните свой поступок. Добейтесь, чтобы ваши слова не расходились с делом. Если вы делаете то, что нельзя ребенку, например, пьете вино, объясните крохе, что можно взрослым, а что детям. Выполняйте свои обещания и не обещайте того, чего не в состоянии сделать. Не оставляйте вопросы крохи без ответов. Сложные задачи разбивайте на простые составляющие, чтобы малышу было легче понять решение. Давайте исчерпывающие ответы на каждый вопрос. Например, чем коза отличается от утки? Коза покрыта шерстью, имеет рога, четыре ноги, дает молоко, …. Утка покрыта перьями, имеет крылья, две ноги, несет яйца, ….От года до двух лет. Сейчас, пока малыш еще не оперирует понятиями логики, познакомьте его с важнейшими признаками и характеристиками предметов. Обязательно объясните разницу между пятью чувствами человека. Рассматривайте предмет с точки зрения понятий: «видеть», «обонять», «воспринимать на вкус», «осязать», «слышать».Также малышу пора познакомиться с положениями предметов в пространстве. При общении с крохой, отмечайте его правые и левые части тела, указывайте на местонахождение окружающих вещей: сверху, снизу, сзади, спереди, над, на, в, и т.п.Попробуйте научить малыша простейшим логическим операциям через игру. Например, классификацию знакомых ему предметов. Одевайте утром малыша и говорите: «Сейчас мы наденем трусики, маечку, носочки, рубашечку, штанишки – это одежда». Накрываете на стол: «Нам нужно поставить тарелки, чашки, разложить вилки, ложки, ножи – это посуда». В детской комнате: «Давай уберем на место мишку, куклу, мячик – наши игрушки».Поиграйте в сортировку предметов по одному признаку. Возьмите коробку-домик и скажите крохе, что туда могут войти только мишки. Позже, когда ребенок станет выполнять это задание без ошибок, усложните его до классификации по двум признакам. «Пускайте в домик» только маленьких мишек, белых мишек и т.п. Кстати, эта игра универсальна, вам только потребуется ее усложнять по мере развития ребенка.От двух до пяти лет. Вы сами почувствуете момент, когда сможете приступить к нижеперечисленным упражнениям. Познакомьте кроху с последовательностями чисел, с календарем, с родственными связями, с предназначениями предметов. Параллельно вы можете решать простые логические задачи. Игра в антонимы. Пусть малыш подбирает к слову противоположное значение. Например, большой-маленький, чисто-грязно, мальчик-девочка. Объединение двух признаков предметов – формы и цвета. Дайте крохе 5 геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, ромб и др.) в 5 вариантах цветов (всего 25 фигур). Попросите малыша дать вам зеленый круг, красный овал и т.д. Подсоедините знания малыша о местонахождении предмета. Попросите положить круги справа от себя, квадраты – спереди, треугольники – слева. Определение класса понятий, объединенных по одному признаку. Вы называете три слова, а ребенок подбирает одно общее для них название. Например, стул, комод, шкаф – мебель. Нахождение лишнего слова. Назовите крохе пять слов, четыре из которых относятся к одному классу понятий, а пятое – к иному. Спросите малыша, какое слово лишнее и почему. Пример: слива – персик – банан – гладиолус – арбуз. Копирование предмета. Нарисуйте на листе бумаги простейшую картинку, например, домик. Попросите кроху воспроизвести на своем листе аналогичный рисунок.Как только кроха научится держать в руках карандаш и раскрашивать, вы можете приобрести ему наборы с веселыми логическими упражнениями. Например, в комплектах «100 игр» содержится по 100 головоломок различного уровня сложности на 50 ламинированных карточках. Ваш малыш сможет рисовать на них волшебным маркером, стирать, и снова рисовать. Дети с удовольствием выполняют интересные упражнения и в процессе игры учатся рассуждению, анализу, сравнению, а также развивают внимание, память.